В этом наша беда и наша опасность- мы живём в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим- и не видем; видим- и не верим глазам; боимся поверить; а поверив, всё ещё стараемся "уговорить себя", что "может быть всё это не так"; и не к месту, и не вовремя сентиментально ссылаемся на евангельское "не судите", и забываем апостольское "измите злаго от вас самех". Делаем ошибку и стыдимся сказать6 "Я ошибся"; поэтому держимся за неё, длим её, увязаем во зле и множим соблазны.
А воинствующее зло отлично знает нашу подслеповатость и беспомощность и развивает искуснейшую технику маскировки. Но иногда ему не нужно никакой особой техники: просто назовётся иначе и заговорит, как волк в детской сказке, "тоненьким голосочком": "ваша мама пришла, молочка принесла"... А мы, как будто только этого и ждали,- доверчивые "козляточки",- сейчас "двери настежь" и на всё готовы.
Нам необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; чутьё зла; совестная впечатлительность. Без этого мы будем обмануты как глупые птицы, переловлены, как кролики, и передавлены, как мухи на стекле.
В нас до сих пор живёт ребяческая доверчивость: наивное допущение, что, если человек что нибудь говорит, то он и в самом деле думает то, что говорит, если обещает- то желает исполнить обещанное; если рассказывает о своём ппрошлом- то не врёт; если развивает "планы", то сам относится к ним серьёзно; если обвиняет другого, то "не станет же заведамо и злостно клеветать"; если восхваляет кого, то не потому, что ему пригрозили, наобещали или уже заплатали; если выставляет себя "патриотом", то то никак не может принадлежать к враждебной контр-разведке; если произносит священные слова, то не ради провокации; если носит какую- нибудь одежду (военную, духовную или иноземную), то и внутренне соотвеисивует своему наряду; если распологает деньгами, то добыл их законным и честным путём; если обещает продовольственные посылки, то от сочувственной доброты и т.д. Мы, как маленькие дети, судим о внутреннем по внешности: по словам, по одежде, по статьям в газете и особенно по обещаниям, по личным комплиментам и по подачкам.
Но слова без дела не весят. У каждого из нас есть своё прошлое, состоящее из поступков, совершённых нами и, может быть, втайне совершаем и ныне. Это прошлое отнюдь не подобно змеинной коже, переодически обновляющейся; напротив- оно вырастает у нас из души и сердца, оно остаётся внутренне вращённым и несётся нами через всю жизнь; оно звучит в интонациях голоса, оно посверкивает во взгляде, оно сквозит в манерах, Оно прорывается в оборотах речи и в аргументации, оно выдаёт нас. Иногда человек выдаёт себя одним взглядом, одним словом, одной постановкой вопроса.
Поэтому за словами должны стоять общеизвестные дела; и судить надо не по речам, а по делам. Человек должен иметь нравственное право на те слова, которые он произносит. Священные слова не могут прикрыть грязных дел. Великие лозунги не звучат из уст предателя. Надо быть духовно слепум и глугим, чтобы верить в искренность наёмного агента. Наше поколение богато отвратительным опытом лжи и лицемерия; мы обязаны иметь чутьё зла и не имеем права поддаваться на соблазны.
И одежда не гарантирует ничего. Разве иеро- чекисты, прилетевшие в Париж и соблазнившие митрополита Евлогия и митрополита Серафима (Лукьянова)- были не в рясах? Разве Скоблин не имел права на форму белого генерала? Разве шулер не выдаёт себя слишком безукаризненным фраком и белоснежной рубашкой с бриллиантовыми запонками?
И газетные статьи не должны вводить нас в заблуждение. На статьи, как и на слова, и на речи- человек должен иметь жизненное право, право приобретённое делами жизни, её мужеством, её искренностью, её жертвенностью, цельностью своего хаоактера. Современный мир богат костюмированными писателями "чего изволите", писателями-лицемерами и предателями. Надо научиться распознавать их.
Ещё глупее верить "обещаниям". И под советами и в эмиграции мы видели множество "искусников", которые делают себе карьеру неисполняемыми, а часто и заведомо неисполнимыми обещаниями: суля другим впустую мнимую "конъюктуру", они постепенно готовят самим себе настоящую.
Ещё глупее верить хвалителям и льстицам. Лесть есть такая разновидность взятки, которая ненаказуема и которую люди не стыдятся брать: и "дал", и "не дал"; И "взял", и "не взял"; подкуп состоялся, а доказать его нельзя. Между тем льстец всегда есть в то же время клеветник: кто не даст подкупить себя лестью, тот будет им оклеветан. А нам надо помнить: современное человечество кишит нравственно- и политически- скомпроментированными людьми, которым необходимо скрыть или диссимулировать своё прошлое; ложь, лесть, и клевета- их главное жизненное оружие.
Что же нам делать?
1) Отходить от зла и творить благо. Не замешиваться в ту праздную и вредную сумятицу партийной интриги и клеветы, которые столь многие отдают свои силы.
Искать реальной борьбы, а не карьеры, которая всегда была и всегда будет пустозвоном. Надо быть, а не казаться; наносить удары врагу, а не считаться "эмигрантским проминетом".
2) Смыкать наши ряды. Упорно, неустанно искать людей, заслуживающих абсолютного доверия: людей совершённых дел; людей непоколебимого стояния; людей, никогда и никуда не продававшихся и ни на что грязное не нанимавшихся; таких людей, что если ловкий клеветник представит нам "несуразные доказательства" их мнимой нечестности, то мы отвернёмся от клеветника с омерзением. Надо находить людей абсолютного доверия и связываться с ними напрочно.
3) Постоянно крепить в себе чутьё к добру и злу. Беречь своё чувство чести; не снижать его требований; твёрдо верить, что бесчестье есть моё поражение и переход в лагерь дьявола; и всякого нового человека мерить про себя требованием полной чести и честности. Всегда проверять свои впечатления и свой внутренний суд- в общении с людьми обсалютного доверия. От бесчестных решительно отходить; сомнительным не доверяться. Ни те, не другие- не годятся для борьбы6 продадут и предадут.
4) Учиться безошибочно отличать искреннего человека от неискреннего. Крепить в себе чувство фальши и слух для лжи. Бережно копить в себе соответственный жизненный опыт и делиться им с людьми абсолютного доверия. И всегда и во всех своих общественных ошибках отдавать себе ясный и честный отчёт.
1949 г. И. Ильин
Отредактировано Романтик (2007-02-04 19:54:42)