Славянская Федерация

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Славянская Федерация » История » Славяне


Славяне

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

История славян

История славян ещё до конца не изучена. Согласно одной из версий происхождения славянских племён, древнейшие предки праславян вышли из единой индоевропейской общности более 7000 лет назад. Тогда, один из сыновей индийского царя Рамы - Лав - вместе с несколькими сотнями человек оставили свою родину и двинулись в поход на Запад. Их отряд пересёк Иран и Ассирию и по перешейку, отделявшему тогда Чёрное море от Средиземного, пришёл в Европу. Здесь, на берегах озера, находящегося там, где ныне сходятся границы Австрии, Венгрии и Югославии, они основали свои новые поселения. Потомков тех, кто пришёл сюда тогда вместе "с Лавом", с тех пор и называют "славяне".

В те времена с территории Северной Европы отступал последний гигантский ледник, и грозное дыхание холодов ещё давало о себе знать. Страшным испытанием для переселенцев была в те годы зима. Морозы достигали от -60 до -40 градусов, хорошо, если срублены деревянные избы или вырыты землянки. Климат был суше, поэтому бескрайние степи начинались гораздо севернее, чем сейчас, а вокруг лежали хвойные леса - нетронутая тайга по сравнению с современными рощицами.

Славяне жили родовым строем в небольших неукреплённых посёлках, состоявших из квадратных хижин-полуземлянок с очагом в углу. Их врождённое добродушие и гостеприимство позволяли мирно сосуществовать с соседними племенами и из поколения в поколение передавать свою самобытную культуру. 7000 лет назад они уже имели серьёзные достижения в обработке металлов и изготовлению керамики, примером чего служит блестящая Трипольская культура. К тому времени уже сложился и традиционный славянский наряд: волосы, перевязанные на лбу узкой лентой, длинные рубахи, иногда перехваченные поясом, просторные не стесняющие движений штаны, обычно белого или серого цветов, удобные на ходу берестяные лапти.

Позднее женщины стали расшивать рубахи характерными славянскими узорами, основными из которых были: квадрат с четырьмя точками, крест, на лопастях которого четыре символа первого ростка прорастающего семени, и спираль, символизировавшая свернувшуюся змею. Аналогичными узорами, украшались и другие предметы быта: крестообразно располагались 4 листа в орнаменте полотенца, 4 солнца на бронзовом сосуде, а в жертвенниках размещались 4-х конечные кресты, вписанные в солнечный диск, что свидетельствует о главенствующей роли в мировоззрении славян числа 4. А знаменитая украинская "гривна" изначально была оберегом на гриве коня и представляла собой спираль в три с половиной оборота, завершавшуюся квадратом - упрощённым изображением свастики.

О происхождении древних славян от индо-иранцев свидетельствуют обширные лингвистические данные. Многие славянские слова имеют индоиранские корни, например: "ведать" (от индийского "веда" - "знать"), "ведьма" (по индийски "вед Ма" - "знающая Мать или женщина"), "дверь" (от индоиранского "двара"), "лодка" (от индийского "ладья"), "говядина" (от индийского "гов" - "корова"), "грива" (по индо-ирански "волосы"), "сестра" (от индийского "свасар"), "радость" (от индийского "рада"), "знание" (от индийского "джнана"), "солнце" (от латышского-литовского "сауле", а оно в свою очередь от индийского "Сурья" - Бог Солнца), "веять" (от украинского "Вий" или "Вей", а оно - от индоиранского "Вайю" - Бог Ветра), "баба-яга" (от индийского "баба" - "мужчина, человек" и "йога" - "йог"), а также - числительные от индийских: 1 - "ади", 2 - "двайт", 3 - "три", 4 - "чатур", 5 - "пянч", 6 - "шешт"... 10 - "деша"... 100 - "сата" и т.д.

Позднее, около 6000 лет назад в Центральную Европу с Южного Урала начали проникать арийские переселенцы, и славянский язык пополнился новыми арийскими словами. Двигаясь на Запад, арийцы встретили на своём пути реку и назвали её "Дон" (по ирански "дан" - "река"), затем вышли к более полноводной реке и назвали её "Днепр" (по ирански "дан-апр" - "река глубокая"). Достигнув мест обитания славян, арийцы смешались с ними. В 1996 году на территории Западной Украины археологами была найдена иероглифическая табличка с надписью, сделанной на древнеарийском языке: "Грехи ваши падут на головы детей ваших"; возраст таблички почти 6500 лет.

Самые ранние из сохранившихся письменных свидетельств о существовании славянской прародины на Среднем Дунае дошли до нас из "Повести Временных Лет" - летописи монахов Киево-Печорского монастыря Лаврентия и Нестора, записанной ими в 1110 году н.э: "По потопе трое сыновей Ноя разделили землю: Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу... Хаму же достался юг... Иафету же достались северные страны и западные:... Иллирия, славяне, Лихтиния, Адриакия..." Список стран, доставшихся Иафету, был взят монахами из более ранних греческих и византийских произведений, в которых славяне упомянуты не были, но Нестор и другие летописцы сделали эту вставку, ибо знали, что прародина всех славян находилась по соседству с Иллирией. А рассказ о строительстве Вавилонской башни монахи передают так: "Когда умножились люди на Земле, замыслили они построить столп до неба, - было это в дни Иектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и город около него Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не был он закончен. И сошёл Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: вот род един и народ един. И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей Земле. По смешении же народов Бог ветрами великими разрушил столп, и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном."

Как следует из "Повести Временных Лет", около 4000 лет назад славяне начали расселяться по Центральной и Восточной Европе. "Спустя много времени осели славяне по Дунаю, где теперь земля Угорская и Болгарская, и от этих славян разошлись славяне по Земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте." Согласно преданиям, 3500 лет назад предводитель славян Тарх Тархович, известный в греческих текстах как Таргитай, двигаясь на Восток, вышел к Днепру. Спустя столетия славяне спустились по Днепру на юг и распахали жирный чернозём лесостепей. Города окружались валом и рвом, на въезде строились ворота с укреплёнными башнями, защищавшими жителей от набегов скифских племён. Первую такую деревянную крепость на Днепре построил Тарх Тархович. Люди строили лодьи, сплетённые из прутьев и обтянутые кожей, повозки и телеги со сплошными без спиц деревянными колёсами. Вели торговлю с Грецией (Крито-Микенская и Минойская цивилизации) и кельтами (друидами).

Другой источник сведений о жизни древних славян - летописи новгородских жрецов IX века н.э. "Велесова книга" и "Песня птицы Гамаюн". Они описывают события истории древних славян с конца II тысячелетия до н.э. до конца I тысячелетия до н.э. и, в частности, подробно рассказывают об исходе арийцев из Семиречья (озеро Балхаш). Согласно этим книгам, древние славяне поклонялись Единому Богу-Отцу Роду, который сотворил Бога-Сына Сварога и Богородицу Ладу, Матерь Сва. "Род" по-ирански означает "Свет, Бог", а "Сва" в переводе с санскрита означает "Дух, Сам, Святой". "До рождения Света белого Тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш, Родник Вселенной, Отец Богов. Был в начале Род заключён в Яйце, был Он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришёл заточению. Род родил Любовь - Ладу-Матушку... И тогда Любовью мир наполнился.

2

Язычество славян

Язычество славян было основано на вере в волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Сегодня подобные представления славян кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей Горыныч. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» — это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Славяне долго не знали письменности, и поэтому за веком век старейшины и жрецы передавали из уст в уста сокровенные знания, зачастую закодированные в легендах, былинах и песнях. В целом, формы язычества древних славян на Руси имело единые корни с формами язычества всех остальных славянских племен.

Сегодня о высших славянских богах исследователи узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии (поверьях о различных духах) — из фольклора (сказок, обрядов); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений и найденным кладам женских и мужских украшений с языческой символикой. Кроме того, помогают сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями (например, русскими былинами), напрямую с религией не связанными, но сохранившими отголоски мифов.

Процесс христианизации Руси растянулся на несколько лет (987-990 годы н.э.). Во время крещения киевлян в массовом порядке загоняли в Днепр, но в Новгороде сопротивление христианству было упорнее. Все святилища древних славян, которых назвали язычниками, были уничтожены, а вера в древних славянских Богов была запрещена, однако в юго-западной Руси сельское население упорно держалось старых Богов вплоть до XIV века н.э.

3

Мифология славян

Мифология славян на древней Руси во многом, придерживалась основных мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация мифологии славян и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность "язычества" была разрушена в период христианилизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов мифологии славян на базе вторичных письменных, фонклёрных и вещественных источников. Например о высших славянских богах исследователи узнают, как правило, из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии (поверьях о различных духах) — из фольклора (сказок, обрядов); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений и найденным кладам женских и мужских украшений с языческой символикой. Кроме того, помогают сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями (например, русскими былинами), напрямую с религией не связанными, но сохранившими отголоски мифов. Ниже приведены наиболее известные славянские представления о различных «низших» духах.

Анчутка — злой дух, одно из древних русских названий черта. Анчутка живёт то в воздухе, то в воде и, как всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Лучше о нём помалкивать, не то сей беспятый, рогатый, противный будет тут как тут! Обычно этого нечистого зовут анчутка беспятый. Полевые анчутки имеют вид маленьких женщин и мужчин. Среди них есть овсянники, конопельники, просонники, рожники, картофельники, дикушники и разные прочие. В каждом растении живёт свой особый дух, носящий имя того растения, в котором находится.

Аука (от зова в лесу «Ау!») — дух леса. В отличие от прочей нежити, Аука не спит круглый год. Любит он морочить голову человеку в лесу, отзываться сразу со всех сторон, может завести в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснёт, обо всём забыв.

Банник — дух, живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать и «стрелять» камнями в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-крупному (обдирать кожу, запаривать до смерти) банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся. Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях.

Блазень(блазня, мана, морока) — наваждение (призрак, видение), которое вызывают нечистые духи, помрачая разум человека и заставляя видеть то, чего нет на самом деле. Даже понимая, что перед ним видение, человек все же не может отделаться от навязчивого образа. Славяне полагали, что от блазней большого вреда нет, кроме испуга, первого потрясения, недоумения и беспокойства.

Болотняник — дух болота, живёт там с женой и детьми. Жена его — болотница, дева, утопшая в болоте. Болотняник — родич водяного и лешего. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Болотняник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, а под ним — трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещёными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.

Блазня(Мана, Морока) — наваждение, призрак. Может показаться в любом месте: дома, в лесу, в поле. Ни одна блазня не обходится без участия нечистых духов, которые помрачают разум человека, заставляя видеть то, чего нет на самом деле. Понимая, что перед ним видение, призрак, человек все же не может отделаться от навязчивого образа. Блазни бывают в домах, где произошла ссора. После того, как хозяин дома разругается с кем-нибудь, блазня начинает перекидывать палки, посуду, помет и со стола все скидывает. От блазней большого вреда нет, кроме испуга, первого потрясения, недоумения и беспокойства.

Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одёжка — рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза — не поймёшь, не то печальные, не то хитрые. Прикинется жалкеньким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошёлку, корзинку или ещё что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы ни умолял. Уступишь — начнёшь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли-бошка на шею, голову петлёй стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадёшь.

Болотница— родная сестра русалкам, тоже водяница, только живёт она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котёл величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок — с чёрными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется её утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

Боровик(Боровой)— почти то же, что леший, дух бора, рощи. Имеет вид громадного медведя, но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, хотя иногда заедает и людей. Когда люди хотят увидеть борового, чтобы сговориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших в лесу (человека ли, скотину ли, собаку ли), излечил от привязавшейся в бору болезни, — приносят кошку в лес и начинают её душить. Заслышав кошачье мяуканье, боровик выходит к человеку и вступает с ним в переговоры. Ему подчинены боровички — маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов — груздей, рыжиков; под ними и живут.

Босорку — горный дух, который вздымает сильный ветер и летает с ним незримо. Кто его пытается поймать, того он убивает силою ветра. Босоркун вызывает засуху, навевает на людей и скотину болезни — поветрия. Особенно вредят босоркуны людям ночью на Ивана Купалу (7 июля), день Луки (26 декабря) и Святого Георгия (6 мая).

Возила — дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Он выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Вазила живёт на конюшне, всячески заботится о лошадях — оберегает их от болезней, а когда они на выпасе — от хищного зверя.

Водяной — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Предстаёт в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Может обернуться крупной рыбой, ребёнком или лошадью. Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал.

Домовой — дух, который живёт в каждом доме в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства, воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр.

Дрёма - вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим, убаюкивающим голосом. В сумерках Дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары.

Жердяй — предлинный и претоненький нечистый дух (от слова «жердь»). Он шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и смысла.

Жихарь — домашний злой дух, вид домового. Где в доме он живёт, в точности неизвестно, но он опасный для молодой матери сосед: в отсутствии домочадцев крадёт детей из зыбки, но прилюдно сделать этого не решается. Если мать бывает вынуждена уйти из избы, то, чтобы обезопасить чадо от жихаря, кладут в зыбку ножницы и веретяной камень, а под зыбку на пол кладут старый веник. Если принять эти меры предосторожности, жихарь оказывается бессильным.

Жиж - дух огня, который постоянно расхаживает по земле, испуская из себя пламя. Если он ходит тихо, то согревает только почву, если же движения его быстры, то производит пожары, истребляющие леса, сенокосы и нивы.

Кикимора(как разновидность домового) - злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печкой и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу). Может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам.

Кикимора (как жена лешего) - живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.

Леший — один из низших духов. Власть лешего ограничивают одними лесами; предполагается, что жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы, может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Леший может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком, у которого вся одежда вывернута наизнанку, левое на правой стороне и наоборот. Лешему приписывают, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить, и, когда шутка удастся, хохотать и хлопать в ладоши. Если он кого-либо заведёт в лес, то, по народным поверьям, необходимо «одеться, как леший» — вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы сразу выйти из леса.

Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его.

Русалка — один из низших духов. Зачастую представляется в облике женщины, живущий в воде (иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки»). Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих. Изображается в виде полуженщины (сверху до пояса) — полурыбы (хвост ниже пояса). В русалок превращаются люди, купающиеся в неурочное время, утопленники или же те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение.

4

Верования славян

Верования славян Древней Руси испытали большое влияние как тотемизма, так и анимизма. В верованиях древних славян взаимосвязано жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми), также - душами предков. Иной мир воспринимался с одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под землёй или на небе). А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель.

В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители — дикие животные. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем). Несколько племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.

Образ Мира

Образ мира древних славян содержит трёхчастную картину. Земля (средний мир) представлялась покоящейся на трёх головах Владыки преисподней, среди вод океана. В недрах земли, в нижнем мире горит неугасимый огонь (пекло). Небеса (Верхний мир) простираются над землёй несколькими сводами. На каждом ярусе небес пребывают разные светила и воплощения стихий. Обитель высших сил в образе мира древних славян — вечно сияющее «седьмое» небо.

Землю окружал  Мировой океан, посреди которого покоится «пуп земли» — священный камень. Чаще всего описывается, что он лежит у корней священного Мирового древа — дуба на острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое дерево (иногда — Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней — Змей. Иногда древо называют Ирий, т. е. древо блаженной страны Ир. Она лежала на юге, где зимуют птицы и живёт Весна. В самых древних представлениях славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря. Именно там высшие силы решали судьбы людей.

Что касается других сторон света, то на востоке находилась обитель богов, священная страна, а на северо-западе, за морем — край зимы и смерти. За рекой, очерчивающей границу мира людей (в давние времена у предков славян такими реками считались Дон и Дунай), лежит иной мир, прародина людей и обитель душ умерших предков. Туда лежит дорога через край зимы и смерти, которую суждено после смерти одолеть каждому человеку. Он идёт через непроходимые горы и бурные реки к месту последнего упокоения. Тех, кто при жизни нарушал нравственные законы и не исполнял должных обрядов, после смерти ждало наказание.

Культ Животных

Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу.

Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь — это прозвище зверя, означающее «медоед»; в слове «берлога» сохранился и более древний корень — «бер», т. е. «бурый» (берлога — логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники всё ещё не решались произносить и слово «медведь», а называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; её рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов — «соха» — оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, — кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы — Лось и Лосёнок.

Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге Солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком — изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом.

Почитание Богов и Духов

С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. К примеру, леший, считающийся хозяином леса, напоминал человека. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно.

Божествами влаги и плодородия у славян были берегини, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о полудевах-полуптицах, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв. Позднее берегини трансформировались в русалок. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера.

5

Обряды славян

Обряды славян отправлялись непосредственно в домах или на природе - перед небольшими «образами» богов и духов-покровителей. Обряды в честь высших божеств справлялись у святынь — священных деревьев, камней, источников. Наиболее почитаемым богам на Руси устраивали святилища со статуями из камня и дерева и священным неугасимым огнём. В жертву обычно приносились драгоценности, плоды и злаки, различные животные. В исключительных случаях (даже светлым богам) приносили в жертву людей.

Отправителями культа богов были устроители жертвоприношений — жрецы и хранители священного знания — волхвы. Наряду с ними существовали ведуны и ведьмы, поклонявшиеся тёмным, опасным божествам иного мира. В каждой общине были собственные маги-заклинатели, чародеи — добрые (знахари, кудесники) или злые (колдуны). Были распространены поверья о волкодлаках — людях, умеющих обращаться в волков и использующих свой дар либо во зло, либо во благо. Верховным главой языческого культа в славянском племени считался князь.

Интересны погребальные обряды древних славян. Ещё со времён пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространённой формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды (вероятно, с пищей и питьём), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костёр), веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе 40 км.

Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали и нескольких его слуг, причём только единоверцев-славян, а не иноземцев, а также одну из его жён — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.

Похороны завершались стравой — пиром-поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.

6

Славянские боги

Cлавянские боги – Род, Перун, Сварог, Велес, Ярило, Берегиня - одни из главнейших. Верховным божеством славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII—XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы: «Начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, бога их». Другой христианский книжник наставляет: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Этим противопоставлением летописец невольно даёт нам понять, какое значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских божеств.

Род - бог создатель, также бог неба, грозы и плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах-прародительницах). Род — повелитель земли и всего живого, он — бог-творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень «род» означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как «народ» и «родина», кроме того, — красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Спутниками Рода были Рожаницы — безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит ещё к древним Оленихам, однако Рожаницы не столько подательницы плодородия (это забота Рода), сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему представлению, Рожаницы — две небесные богини, подательницы дождя, но дольше всего держалась вера в них как в защитниц молодых матерей и маленьких детей. С принятием на Руси христианства культ Рожаниц постепенно слился с культом Богородицы, надолго пережив культ Рода.

В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры во время осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние. Приношения богам состояли из хлеба, мёда, творога, пирогов. Языческая сущность этих весёлых пиров на протяжении столетий вызывала критику со стороны христианской церкви, но, несмотря на это, многие русские князья, например Андрей Боголюбский (около 1111—1174), не отказывались от древних обычаев.

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов, отожествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово Перун производят от санскритского корня “par” и сопоставляют с прозванием индийского божества Индpы — Parjanуa-parganуa (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце.

Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго.

Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого культа.

Сварог - Бог солнца и огня, также – бог кузнец. По древним сказаниям Сварог, с появлением солнца (“Дажьбога”) и огня, называемого в древнеславянских и русских памятниках Сварожичем, предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной. По свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. По обыкновенному словообразованию слово Сварог происходить от санскритского sur (блистать) и почти тождественно с санскритским svarga — бог солнца.

Культ Сварога наиболее активно использовался в языческой практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа Рарога.

Велес - «Скотий бог» — хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог.

Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.

Покровитель домашнего скота и богатсва, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.

Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские луши поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.

Ярило - Бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Также упоминается как Яровит, Яромир, а в Сербии и Хорватии как Леро. Ярило имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая звериная была на груди. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует то в виде Яры-Ярилихи, то в виде мужчины с огромным фаллосом.

Между тем, корень «яр» присутствует в таких чисто женских сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.

Берегиня - богиня-прародительница, великая богиня мать, вместе с Родом породившая всё сущее. Тесно связана с ультом материнства и женственности. Бегегиню сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ Берегини представлен берёзой — воплощением небесного сияния, света. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» — празднествах в честь берегинь (русалок).

Берегиня известная под многими именами, в том числе и в мифологических системах других индоевропейских народов. В славянском почитании, наиболее часто используемое имя синоним — Лада.

7

Славянские идолы

Славянские идолы были непременным атрибутом основных языческих ритуалов принятых на Руси. До сегодняшних дней славянских идолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — славянский идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

Все известные сохранившиеся до наших дней каменные славянские идолы были найдены на побережье Чёрного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с мечом у пояса, рогом в правой руке и гривной (ожерельем) на шее. Учёные полагают, что эти идолы были созданы в VI—V вв. до н. э. праславянами-земледельцами, которые вели тогда обширную торговлю хлебом с греческими городами. Разумеется, невозможно назвать имя бога, которого изображали эти идолы, но можно почти наверняка утверждать, что это был земледельческий бог урожая и изобилия (рог символизирует обилие и благополучие), богатства и власти (гривны на шее носили вожди племён), наконец, это — бог-воин, возможно, бог грозы. Итак, праславянские боги совмещали в себе черты, со временем развившиеся в образах Дажьбога, Ярилы и Перуна.

Издревле местом общеплеменных молений с использованием идолов были горы с безлесной вершиной. Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине холма находилось капище — место, где стоял капь — идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады — священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище — там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах люди становились как бы сотрапезниками богов. Пир мог проходить и под открытым небом, и в особых зданиях, стоящих на том же требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров.

8

Крещение руси

Крещение Руси произошло в конце 10 века, по повелению Князя Владимира в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей.

Наиболее распространённая версия крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи.

«Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Церкви. В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева. Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, возможно, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая наложниц), не препятствовавший человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха. Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась подготовка русского духовенства.

9

Для тех, кому интересны не только общие сведения о истории и аспектах жизни наших предков славян, даю ссылку на более подробные источники, книги и статьи: http://kladina.narod.ru/

Любые картинки, описывающие ритуалы, любые сведения касательно славянского народа, а также личные мнения прошу выкладывать здесь  :bye:

10

Просто красивые картинки.

11

Мне последняя очень понравилась)) Невский действительно был Великим князем.


Вы здесь » Славянская Федерация » История » Славяне